241020, г. Брянск, пр-т Московский, 99, офис 13
Войти
Смазочные материалы
Подбор масла
+7 (4832) 32-80-90
+7 (4832) 32-80-90
241020, г. Брянск, пр-т Московский, 99, офис 13
Пн-Пт: 9:00-18:00 Cб-Вс: 9:00-17:00
+7 (910) 292-42-41
г. Орел Кромское шоссе, 4
Пн-Пт с 9:00 по 18:00 Cб-Вс Выходной
+7 (910) 292-42-41
г. Курск, ул.Интернациональная, д.49
Пн-Пт 9:00-18:00 Cб-Вс Выходной
Заказать звонок

Глоссарий

АБРАЗИВНЫЙ ИЗНОС
механический износ (изнашивание) в результате воздействия твердых частиц, находящихся в свободном или закрепленном состоянии в результате механохимических процессов образования и разрушения вторичных структур.
АБСОРБЦИЯ (от лат. absorbtio поглощение)
явление и процесс массообмена, заключающийся (в отличие от адсорбции) в объемном поглощении компонентов газовой фазы абсорбентом.
АДГЕЗИЯ
сцепление приведенных в контакт разнородных конденсированных фаз, обусловленное межмолекулярным взаимодействием или химической связью. При трении важную роль играет процесс адгезионного взаимодействия молекул смазочного материала с трущимися поверхностями металлов.
АДСОРБЦИЯ (от лат. ad на, у, при + sorbere поглощать, всасывать)
1. Явление концентрирования вещества из объема фаз на поверхности раздела.
2. Процесс массопередачи путем адсорбции.
АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА
нанесение на поверхность защищаемых конструкций слоев защитных покрытий на основе органических и неорганических материалов, в частности, лакокрасочных материалов, металлов и сплавов.
АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ)
класс карбоциклических соединений, содержащие особую циклическую группировку из шести атомов углерода (бензольное ядро)
АСФАЛЬТЕНЫ
смесь высокомолекулярных соединений с молекулярной массой 1600
БАЗОВОЕ МАСЛО
основная компонента смазочных масел и консистентных смазок.
БЕЛОЕ МАСЛО
высокорафинированная масляная основа для применения в производстве медикаментов и косметики, а также для смазки машин в переработке пищевых продуктов.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗЛАГАЕМОСТЬ
способность вещества подвергаться разрушению микроорганизмами на нетоксичные водорастворимые соединения.
БИОПОРАЖЕНИЕ ВОДОСМЕШИВАЕМЫХ ПРОДУКТОВ
поражение водосмешиваемого продукта микроорганизмами – бактериями, грибками, дрожжами.
ВАКУУМНАЯ ПЕРЕГОНКА
процесс фракционной перегонки остатка от атмосферной перегонки (мазут) в вакуумной колонне при пониженном давлении (1,3)
ВСПЕНИВАЕМОСТЬ МАСЛА
свойство масла образовывать пену под действием вращающихся деталей механизмов
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
проверка ряда показателей качества нефтепродукта на соответствие нормативной документации или документам отправителя при поступлении его на склад или потребителю.
ВЯЗКОСТЬ НЕФТЕПРОДУКТОВ
свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению, обусловленное внутренними молекулярными взаимодействиями в движущейся среде.
ВЯЗКОСТЬ ПРОКАЧИВАНИЯ
мера способности масла течь и создавать необходимое давление в системе смазки в начальной стадии работы холодного двигателя.
ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ
способность нефтепродукта поглощать водяные пары или воду из окружающей среды. Чем выше температура и относительная влажность окружающей среды, тем больше воды растворяется в нефтепродукте. Нефтепродукты, содержащие парафиновые, нафтеновые и олефиновые углеводороды, растворяют воду слабее, чем нефтепродукты, содержащие ароматические углеводороды.
ГИДРОКРЕКИНГ
процесс получения базовых масел с высоким индексом вязкости, противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига. В ходе процесса обработки одновременно или последовательно протекает ряд химических реакций, в результате которых значительно улучшается молекулярная структура масла, усиливаются стойкость к механическим, термическим и химическим воздействиям. Гидрокрекинг является одним из самых перспективных методов улучшения свойств масел.
ГИДРООЧИСТКА
общее название для процесса нефтепереработки при производстве топлива и нефтяного сырья. Проводится при повышенной температуре в присутствии подаваемого под давлением водорода и катализатора. Эта мягкая очистка нефти, иногда также называемая гидрофинишингом, используется для улучшения цвета и запаха топлива и базовых масел.
ДЕЭМУЛЬГИРУЕМОСТЬ
это показатель способности смазочного масла отделяться от воды.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ВЯЗКОСТЬ
мера внутреннего трения во время течения смазочного масла (например, течения через трубы или щели).
ДИСПЕРГИРОВАНИЕ
тонкое измельчение твердых тел и жидкостей в различных средах, приводящее к образованию дисперсных систем.
ЗАГУСТИТЕЛИ
загустители обычно представляют собой мыла металлов (загущение мылом), но могут использоваться и другие органические и неорганические загущающие агенты (немыльное загущение, например, кремнеземом, бентонитом, мочевиной, ПТФЭ и др.).
ЗОЛЬНОСТЬ СУЛЬФАТНАЯ
показатель, характеризующий наличие зольных присадок (сульфонаты, алкилфеноляты, алкилсалицилаты и фосфонаты кальция, бария или магния в различных сочетаниях друг с другом, металлсодержащие) в моторных маслах. Выражается в % масс. 
ИЗНОС
вызывается трением и прямым контактом между противостоящими поверхностями после разрушения смазочной пленки.
ИНГИБИТОРЫ КОРРОЗИИ
присадки к смазкам, которые уменьшают окисление и, тем самым, старение, образование красной ржавчины и коррозию. 
ИНДЕКС ВЯЗКОСТИ
относительная величина, показывающая степень изменения вязкости в зависимости от температуры. Жидкости с высоким индексом вязкости в меньшей степени меняют вязкость при изменениях температуры, чем жидкости с низким индексом вязкости.
КИСЛОТНОЕ ЧИСЛО
показатель, характеризующий наличие в нефтепродукте продуктов окисления углеводородов, выражается количеством миллиграммов КОН, которое требуется для нейтрализации 1г нефтепродукта. 
КИСЛОТНОСТЬ
показатель, характеризующий наличие или отсутствие в нефтепродукте продуктов окисления углеводородов, выражается количеством миллиграммов КОН, которое требуется для нейтрализации 100 мл нефтепродукта.
КОАГУЛЯЦИЯ
объединена частиц дисперсной фазы коллоидной системы в более крупные агрегаты.
КОЛЛОИД
взвесь мелких частиц (от 105 до 107см) в жидкости, которая ведет себя как раствор (не происходит осаждения частиц).
КОМПАУНДИРОВАНИЕ
смешение нескольких компонентов в определенном соотношении для получения нефтепродукта заданного качества.
КОНСИСТЕНЦИЯ
мера состояния (твердости) консистентных смазок. Она измеряется по пенетрации инструмента в нерабочую и рабочую смазку и количественно выражается в соответствии с рекомендациями NLGI (National Lubricating Grease Institute = Национальный Институт Консистентных Смазок). Для упрощения выражения консистенции консистентных смазок, весь диапазон консистенции в соответствии с пенетрацией в рабочую смазку делится на девять классов.
КОРРОЗИОННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
свойство нефтепродуктов вызывать разрушение изделий из металлов
КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ
Отношение силы трения между двумя поверхностями, скользящими одна по другой, к силе, перпендикулярной этим поверхностям. 
КРЕКИНГ
вторичный (деструктивный) процесс переработки нефти или ее фракций, проводимый для увеличения выхода светлых продуктов и повышения их качества.
КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА
упорядоченная трехмерная структура твердого вещества, обладающая правильной повторяемостью расположения частиц (атомов, молекул или ионов).
ЛАКОВЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ
еще называемые лаковым покрытием тонкая нерастворимая пленка на движущихся частях двигателя от окисления смазки (или горючего), при высоких температурах.
ЛЕТУЧЕСТЬ
показатель, обычно зависящий от температуры, характеризующий скорость,с которой жидкость превращается в пар. В идеальном случае, горючие материалы должны иметь высокую летучесть, а смазочные материалы
МИНЕРАЛЬНЫЕ МАСЛА
основа минеральных масел изготавливается из сырой нефти, которая подвергается разнообразным сложным процессам переработки. Они относительно недороги и представляют собой средний уровень качества. Они наиболее часто используются для обеих как автомобильных так и индустриальных нужд.
МОДИФИКАТОРЫ ТРЕНИЯ
это соединения растворимые в масле, адсорбирующиеся на поверхности металла, благодаря чему модифицированный предельный слой имеет коэффициент трения, промежуточный между жидкой и предельной смазкой. Модификаторы трения применяются в маслах для снижения коэффициента трения между поверхностями металла.
МОНИТОРИНГ
это контроль состояния масла и техники и предотвращение выхода ее из строя.
МОНОЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ
это двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость, с температурой кипения 197oС, плотностью при 20oС = 1,112
МОЮЩАЯ ПРИСАДКА
присадка, используемая в горючих или смазочных материалах для очистки внутренних деталей двигателя при их использовании.
МЫЛО
основа или загуститель, обычно металлический, применяемый в смеси с маслами для получения пластичных смазочных материалов.
МЫЛО В КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКЕ
соединение жирной кислоты и гидроксида металла. За счет правильного выбора жирной кислоты и гидроксида металла (кальции, литий, алюминий) можно изменить такие свойства мыла, как водостойкость и температурная стабильность.
НАБУХАНИЕ / УСАДКА
под действием смазочных материалов, паров или газов герметизирующие материалы, изготовленные из резины, эластомеров и т. п., могут подвергаться нежелательным изменениям, т. е. набухать или сморщиваться.
НАГАР
Углеродистые отложения значительной толщины, образующиеся на деталях двигателя, сильно нагревающихся при работе. Нагар имеет толщину от десятых долей миллиметра и более. Он покрывает поверхности деталей, образующих камеру сгорания, канавки поршня и его огневую перемычку, внутреннюю поверхность днища поршня, детали системы выпуска отработавших газов и выпускные окна двухтактных двигателей. В зависимости от состава масла и условий формирования нагар бывает различной твердости. Наиболее неблагоприятно влияет на работу двигателя образование твердого нагара большой толщины в канавках компрессионных колец, на огневой перемычке поршня. Оно сопровождается распиранием и задиром колец и цилиндров или полировкой цилиндров. Нагарообразование на днище поршня с внутренней стороны нарушает охлаждение поршней маслом и приводит к аварийным последствиям (прогар или задир поршней, обрыв шатунов). Нагар состоит в основном из углерода, кислорода и неорганических соединений, образующихся при сгорании или срабатывании металлсодержащих присадок к маслам и топливам.
НАГРУЗКА СВАРИВАНИЯ
Определяется как наименьшая нагрузка, по достижении которой происходит заедание механизма и схватывание пар трения. Нагрузка сваривания определяется на четырехшариковой машине трения и  характеризует противозадирные (EP-Extreme Pressure) свойства пластичной смазки. Данный метод испытаний регламентирован стандартом DIN 5151 350/4. Сущность способа заключается в следующем: Три стальных шарика помещаются в чашку и смазываются исследуемой смазкой, а четвёртый устанавливается сверху между ними; этот шарик вращается относительно трех шариков с заданной скоростью. Нагрузка увеличивается с определённым шагом до тех пор, пока вращающийся шарик не приварится к трем неподвижным шарикам.
НАЛЕТ УГЛЕРОДА / НАГАР
Окисленный налет, остающийся после воздействия на смазочное масло крайне высоких температур.
НАФТЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
(НАФТЕНЫ, ЦИКЛОАЛКАНЫ, ЦИКЛОПАРАФИНЫ, ПО-ЛИМЕТИЛЕНОВЫЕ) - класс карбоциклических соединений, состоящих из замкнутых в кольцо метиленовых групп и имеющих общую формулу СпН2п - Составная часть нефтей, топлив, масел и других нефтепродуктов. Обладают высокой теплотой сгорания и низкой температурой застывания.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
стандарт, принятый национальным органом по стандартизации одной страны.
НЕЙТРАЛЬНЫЕ МАСЛА
Очищенные парафиновые масляные основы.
НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ (НЕНАСЫЩЕННЫЕ) УГЛЕВОДОРОДЫ
класс ациклических соединений, содержащих в молекуле двойные или тройные связи между атомами углерода. Не входят в состав нефти, но образуются в процессе ее переработки. Подразделяются на олефиновые (с одной двойной связью), диолефиновые (с двумя двойными связями) и ацетиленовые (с одной тройной связью). Обладают низкой химической стабильностью и являются нежелательным компонентом бензинов, дизельных топлив и смазочных масел.
НЕРАБОЧАЯ ПЕНЕТРАЦИЯ
консистенция смазки или пасты в состоянии покоя, т.е. в том состоянии, в котором материал поставляется.
НЕСГОРЕВШИЕ ПРОДУКТЫ
Несгоревшее топливо или газы, возникающие в результате износа поршневых колец и прокладок, насыщающие, загрязняющие или разжижающие масло, используемое в двигателе.
НЕРАСТВОРИМЫЕ ПРИМЕСИ
Продукты износа, пыль и другие твердые загрязнители, которые присутствуют обычно в отработавшем масле.
НЕФТЕПРОДУКТ
продукт, полученный при переработке нефти.
НЕФТЕХИМИЯ
раздел химии, изучающий свойства нефти, методы ее переработки и свойства продуктов, полученных из нефти.
НЕФТЯНЫЕ МАСЛА
Типы масляных основ из неочищенной нефти с насыщенными углеводородами, содержащие минимум одно замкнутое кольцо атомов углерода. нефтяные масляные основы характеризуются низкой точкой замерзания, хорошей водоотталкиваемостью и высокой растворяющей способностью.
НИЗКИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Характеристика минеральных нефтепродуктов, которая описывается помутнения, filterabilty, текучесть, хлопьев точка, точка замерзания, точки кристаллизации, температура застывания и помутнения.
ОБРАЗОВАНИЕ ЗАДИРОВ
следы на металле в форме борозд, вызванные машинной обработкой или истиранием.
ОДОБРЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Автопроизводители могут предъявлять и более высокие требования к маслам. Не дожидаясь очередных международных спецификаций они заявляют о своих оригинальных методах испытаний. После проверки эффективности лучшие из масел получают "одобрения" к применению от конкретного производителя:
- для легковых автомобилей: Mercedes-Benz, Renault, Peugeot, Volkswagen, Citroen, Ford, Fiat, Porsche, BMW, и т.д.
- для грузовой техники: MAN, MB, Volvo, RVI, и т.д. 

Например: MB-APPROVAL 229.1, BMW Longlife-04, VW 500.00 и VW 505.01
ОКАЛИНА
твердый продукт, состоящий главным образом из оксидов и образующихся на поверхности металлических изделий при нагревании их в окислительной (напр. атмосферной) среде.
ОКИСИ - См. ОКСИДЫ
ОКИСЛЕНИЕ
1. Процесс взаимодействия с кислородом.
2. Процесс передачи электронов восстановителем в ходе окислительно-восстановительной реакции.
ОКИСЛЕНИЕ МАСЛА
Естественное изменение свойств смазочного материала под воздействием кислорода воздуха, высоких температур, нагрузок и каталитического действия металлов. Это приводит к деструкции, полимеризации и ряду других химических превращений. При этом вследствие образования и накопления кислородсодержащих соединений (спирты, альдегиды, кетоны и др.) и углеродистых продуктов уплотнения изменяется состав масла, и ухудшаются его эксплуатационные характеристики. Типичными признаками окисления являются изменение цвета, запаха, увеличение вязкости, появление веществ, выпадающих в виде осадка. Значительно замедлить процесс окисления возможно с помощью использования антиоксидантов.
ОКИСЛЫ - См. ОКСИДЫ.
ОККЛЮЗИЯ
1. Захват вещества среды растущими в ней кристаллами.
2. Сорбция газов расплавами, обычно металлами.
ОКСИДЫ
класс химических соединений, объединяющий соединения элементов с кислородом со степенью окисления - II.
ОСТАТОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ (БРАЙТСТОК)
Высоковязкая масляная основа, устойчивая к температурам и производящая прочную смазочную пленку, в частности, в высокотемпературных условиях.
ОТБОР ПРОБ
методы отбора проб нефти и нефтепродуктов из резервуаров, подземных хранилищ, наливных судов, железнодорожных и автомобильных цистерн и трубопроводов, а также бочек, бидонов, канистр и др. транспортной тары установлены ГОСТ 2517. Объединенная проба нефтепродукта отбирается стационарным пробоотборником в один прием или составляется из нескольких точечных проб, отобранных с соблюдением требований стандарта, с определенного уровня резервуара, транспортной емкости или из одного тарного места (канистра, бочка и т.п.). На случай арбитражного анализа сохраняют контрольную пробу, которая является частью объединенной или точечной пробы. Объемы проб топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей для проведения анализов приведены в нормативной документации на конкретные виды продукции.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ
Отношение масс определенного объема масла и такого же объема воды.
ОТРАБОТАННЫЕ НЕФТЕПРОДУКТЫ
отработанные масла, промывочные нефтяные жидкости, а также смеси нефти и нефтепродуктов, образующиеся при зачистке средств хранения, транспортирования или извлекаемые из нефтесодержащих вод. Должны собираться по маркам, сортам, группам или подгруппам в соответствии с ГОСТ 21046.
ОЧИСТКА МАСЕЛ АДСОРБЦИОННАЯ
процесс очистки масляных дистиллятов, основанный на адсорбции на адсорбентах (природные отбеливающие земли или глины) от присутствующих в маслах нежелательных примесей (смолы, мыла нафтеновых кислот, кислый гудрон, сульфокислоты, остатки минеральной кислоты и селективных растворителей). При перколяционной адсорбционной очистке дистиллят (в чистом виде или с растворителем) фильтруют через слой зернистого адсорбента. При контактной очистке - смешивают с тонко измельченным адсорбентом (при низких (80-90°С) или повышенных (100-300°С) температурах) с последующим отделением адсорбента методом фильтрации.
ОЧИСТКА МАСЕЛ КИСЛОТНАЯ
состоит в обработке масляных дистиллятов серной кислотой или олеумом (дымящей серной кислотой) с последующим удалением остатка (кислые гудроны). Масла после кислотной очистки содержат в небольших количествах нежелательные кислые продукты, поэтому, как правило, подвергаются последующей обработке щелочами и адсорбентами (отбеливающие глины и др.). При кислотной очистке образуется большое количество кислого гудрона, который трудно поддается утилизации и загрязняет окружающую среду. Применяется, главным образом, при получении белых масел.
ОЧИСТКА МАСЕЛ СЕЛЕКТИВНАЯ (ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ)
процесс обработки масляных дистиллятов селективными (избирательными) растворителями (диоксид серы, нитробензол, фенол, фурфурол, н-метилпирролидон и др.) с целью удаления нежелательных компонентов масляных дистиллятов (ароматические углеводороды, смолы, асфальтены и др.) путем экстракции жидкости жидкостью. Разновидностью селективной очистки является "дуосол-процесс", в котором применяют два, не смешивающихся между собой, растворителя. Очищенные дистилляты называют рафинатами селективной очистки.
ПАКЕТ ПРИСАДОК
сбалансированная смесь присадок различного функционального назначения, позволяющая получить товарный нефтепродукт с требуемыми свойствами и заданного качества.
ПАРАФИНОВЫЕ МАСЛА
Типы масляных основ, имеющие высокий молекулярный вес и содержащие мазутные парафины.
ПАРАФИНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
(АЛКАНЫ, НАСЫЩЕННЫЕ, МЕТАНОВЫЕ ИЛИ ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ) - класс углеводородов с открытой цепью (ациклические), не содержащие двойных и тройных связей, имеющие общую формулу СпН2п+2. Парафиновые углеводороды с линейной структурой называются нормальными и обозначаются приставкой "н-" (напр. н-бутан), с разветвленной - изомерами и обозначаются приставкой "изо-" (напр. изо-бутан). Чем сложнее молекула вещества и выше ее молекулярная масса, тем больше у нее изомеров.
ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ
Или сертификат безопасности материала (англ.: Material Safety Data Sheet, MSDS) - это документ, предназначенный для информирования работников предприятий и персонала аварийных служб о процедурах безопасного обращения с конкретными веществами или смесями веществ. Сертификат безопасности содержит сведения о физических характеристиках (температура плавления, температура кипения, температура воспламенения и т.д.), токсичности, влиянии на здоровье, способах оказания первой помощи, химической активности, условиях хранения, переработки, использовании защитного снаряжения и спецсредств, методах обезвреживания.
ПАССИВИРОВАНИЕ
1. При трении - термодинамически неизбежный процесс взаимодействия механически активированных поверхностей трения с активными компонентами смазочной среды с образованием вторичных структур.
2. При коррозии - образование на поверхности пленки оксида, препятствующего развитию коррозионного процесса.
ПАСТЫ
Смазочные и монтажные пасты являются, по сути, пластичными смазками, содержащими большее количество твердых добавок для улучшения их смазочных свойств. В зависимости от количества наполнителя различают: смазочные пасты – от 10 до 40%, монтажные пасты – свыше 40%. В монтажных пастах наполнитель также может выполнять функцию загустителя. Пасты применяют в тех случаях, когда обычные масла и пластичные смазки не способны выдержать жестких условий эксплуатации. Например, часто при работе на малых скоростях образующаяся смазывающая пленка имеет недостаточную толщину для разделения контактных поверхностей, что вызывает износ (задир). Наличие твердых добавок в смазочном материале решает данную проблему. Отдельно стоит указать пасты, содержащие реакционно-способные белые наполнители, которые в трибоконтакте под действием нагрузок и температур способны формировать активные слои на металлических поверхностях, снижающие трение и защищающие от износа даже в условиях экстремальных нагрузок. Белые наполнители обычно представляют собой различные неорганические соединения.
ПЕНЕТРАЦИЯ
Показатель, учитывающий глубину проникновения в смазку, измеряемую в 0,1 мм, стандартного конуса под действием собственного веса при определенных условиях окружающей среды. Например, пенетрация в 26,5 мм – 265 x 0,1 мм. Обычно, смазки, находящиеся какое-то время в эксплуатации, становятся мягче, в связи чем различают рабочую и нерабочую пенетрацию. Консистенцию смазок определяют по величине  рабочей пенетрации, что отражено в классах NLGI. Общепринято, что пенетрация – условный эмпирический показатель, который лишен физического смысла и не характеризует эксплуатационные свойства смазок, однако, этот показатель используется для оценки объемно-механических свойств.
ПЕНООБРАЗОВАНИЕ
Это захват маслом пузырьков воздуха. Снижается с помощью присадок, ингибирующих пенообразование. Пузырьки снижают смазочные свойства и способствуют окислению.
ПЕПТИЗАЦИЯ
самопроизвольное диспергирование, проявляющееся в форме перехода в коллоидный раствор осадка, образовавшегося при коагуляции.
ПЕРЕГОНКА
метод и процесс разделения жидких смесей, основанный на отличии состава жидкости от состава, образующегося из нее пара; проводится путем частичного испарения разделяемой смеси жидкостей с последующей конденсацией образующихся паров.
ПЕРЕГОНКА-АТМОСФЕРНАЯ
перегонка при атмосферном давлении.
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА
Это смазочный материал, в состав которого входят базовое масло — основа, загуститель — мыла, твердые углеводороды, часто стабилизатор для сохранения однородности смазки, иногда наполнитель (например, графит). В качестве загустителей обычно используют литиевые, кальциевые, натриевые или смешанные (литиево-кальциевые) мыла.
Отличительная особенность пластичных смазок состоит в том, что они способны в зависимости от условий работы обладать свойствами твердых или жидких веществ. Под действием небольших усилий смазки ведут себя как твердое тело, т. е. могут удерживаться на вертикальных и наклонных плоскостях. Если действуют большие нагрузки, смазки работают как жидкость (обладают текучестью). Это свойство и послужило причиной того, что пластичные смазки получили очень широкое распространение. Их используют в узлах трения, к которым невозможно непрерывно подводить, масло, а также при больших удельных нагрузках и малых скоростях, в трудногерметизируемых узлах. Смазки уменьшают трение и износ, а также предохраняют поверхности от коррозии.
ПЛОТНОСТЬ
Это физическая величина, определяемая массой вещества в единице объема (кг/м3, г/см3). Плотность зависит от температуры: с ее повышением плотность уменьшается и наоборот. Отношение плотностей двух веществ при определенных стандартных физических условиях называются относительной плотностью (величина безразмерная).
ПОЛИАЛЬФАОЛЕФИНЫ
Синтетические масла на основе ПАО образуют IV группу базовых масел по классификации API. Составляют около одной трети всех синтетических масел, отличаются универсальными смазочными свойствами, могут работать в широком интервале температур, обладают высоким индексом вязкости и стабильностью свойств на протяжении всего срока службы, не вызывают коррозии металлов, не образуют нагара и отложений, не оказывают отрицательного влияния на материалы прокладок и уплотнителей, хорошо смешиваются с минеральными маслами.
ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКОЕ МАСЛО
Это смесь минеральных и синтетических базовых масел, и может содержать в своем составе от 20 до 40 процентов «синтетики». Специальных требований к производителям полусинтетических смазочных материалов в отношении того, какое количество синтетического базового масла (синтетического компонента) должно быть в готовом моторном масле - нет. Также нет никаких предписаний, какой синтетический компонент (базовое масло группы III или группы IV) использовать при изготовлении полусинтетического смазочного материала. По своим характеристикам эти масла занимают промежуточное положение между минеральными и синтетическими маслами, т.е. их свойства лучше обычных минеральных масел, но хуже синтетических. По цене же эти масла значительно дешевле синтетических.
ПРИСАДКИ
Это синтезированные химические соединения, вводимые в базовое масло для улучшения свойств в периоды эксплуатации и хранения. Присадки применяют в концентрациях от нескольких ppm  (в случае антипенных агентов) и до 20% мас. и более. Они могут, как усиливать свойства друг друга за счет синергизма, так и вызывать антагонистические эффекты. Некоторые присадки являются многофункциональными продуктами, снижающими возможность негативного воздействия друг на друга. Присадки могут оказать влияние далеко не на все свойства. Например, они не способны изменить деаэрацию, термическую стабильность, сжимаемость, температуру кипения, теплопроводность и др. Хорошо сбалансированные и оптимизированные системы присадок могут радикально улучшать эксплуатационные характеристики смазочных материалов. Для создания эффективных композиций требуются высококачественные базовые жидкости.
ПРОДУКТЫ ИЗНОСА
Это частицы металлов и сплавов, а также оксидов металлов или их соединений с серой, фосфором и другими элементами, входящих в состав присадок к маслам, которые могут присутствовать в работающем масле. Размеры, форма, цвет частиц зависят от характера процесса изнашивания и режима смазки. Обычно размеры частиц составляют от десятых долей микрометра до 10-15 мкм. При интенсивном абразивном изнашивании или усталостном выкрашивании, задирах в масле обнаруживают более крупные частицы. При работе на маслах с различными уровнями эксплуатационных свойств и в двигателях разной конструкций содержание в масле металлов, соответствующее нормальному и неисправному состоянию деталей трения, могут сильно различаться. Поэтому использование данных о содержании в масле металлов для диагностирования технического состояния двигателя должно основываться на рекомендациях изготовителя техники или статистических данных, накопленных в конкретных условиях работы однотипных двигателей на одном и том же моторном масле.
ПРОКАЧИВАЕМОСТЬ МОТОРНОГО МАСЛА
Это показатель, характеризующийся низкотемпературной динамической вязкостью масла при малом градиенте скорости сдвига, измеряемой на вискозиметре MRV по методу ASTM D 4684. Согласно классификации моторных масел SAE J 300 динамическая вязкость зимних и всесезонных масел должна быть не более 60000 мПа*с при температуре от -45 С для наименее вязких масел класса 0W до -15С для наиболее вязких масел класса 25W. Такие значения динамической вязкости при отсутствии напряжения сдвига в процессе ее измерения гарантируют стабильное давление масла в главной магистрали смазочной системы и быстрое поступление масла в наиболее удаленным узлам двигателя, смазываемым под давлением, при проворачивании двигателя стартером в процессе холодного пуска.
ПУАЗ
Единица измерения динамической вязкости. Один пуаз равен вязкости жидкости, оказывающей сопротивление силой в 1 дину взаимному перемещению двух слоев жидкости площадью 1 см², находящихся на расстоянии 1 см. друг от друга и взаимно перемещающихся с относительной скоростью 1 см/с.
РАСХОД МАСЛА
Сумма расхода масла на угар и расхода масла на смену. Расход масла на угар обусловлен переносом масла поршневыми кольцами со стенок цилиндра в камеру сгорания и испарением легких фракций масла при нагреве. Обычно утечки через уплотнения и из турбокомпрессора тоже включают в расход масла на угар. Выражают в литрах на 1000 км. пробега или в процентах от расхода топлива. Расход масла на смену равен отношению вместимости смазочной системы двигателя к назначенному ресурсу масла или наработке двигателя между сменами масла по его состоянию, т.е. от момента заправки двигателя свежим маслом до наступления отказа масла.
РЕГЕНЕРИРОВАННОЕ МАСЛО
Это техническое масло, получаемое очисткой отработанного масла физическим, химическим или физико-химическими методами, с эксплуатационными свойствами, восстановленными до требований нормативно-технической документации.
РОСТ ВЯЗКОСТИ МАСЛА
При работе масла в поршневом двигателе происходит рост вязкости, который обусловлен испарением из пленки масла на стенках цилиндров наиболее летучих маловязких фракций, окислением и нитрованием углеводородов базового масла с образованием растворимых и нерастворимых продуктов, загущающих масло, внешним загрязнением масла нерастворимыми частицами (в основном частицами сажи). Рост вязкости масла имеет ряд негативных последствий. Ухудшается прокачиваемость масла, затрудняется холодный пуск двигателя, увеличиваются потери на трение при гидродинамическом режиме смазки и возрастает расход топлива., снижается теплоотвод от деталей, охлаждаемых маслом, и эффективность маслоочистителей. По этим причинам верхний предел вязкости масла всегда является показателем предельного состояния моторного масла.
САЖА
Это практически чистый углерод, получаемый при регулярном сжигании жидких или газообразных углеводородов в присутствии заданного количества воздуха, не обеспечивающего полного сгорания.
СЕДИМЕНТАЦИЯ
Это оседание или всплывание частиц  дисперсной фазы (твердых крупинок, капелек жидкости, пузырьков газа) в жидкой или газообразной дисперсионной среде в гравитационном поле или в поле центробежных сил. Скорость седиментации зависит от массы, размера и формы частиц, вязкости и плотности среды, а также ускорения, возникающего при действии на частицы сил поля.
СИНЕРГИЗМ
Это суммарное позитивное действие двух или нескольких присадок на свойство или свойства масла, которое превышает сумму эффектов каждой присадки в отдельности. Синергизм чаще проявляют присадки, имеющие разные механизмы действия или взаимодействующие так, что срабатываемость присадок-синергистов замедляется.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ МОТОРНЫЕ МАСЛА
Это масла, изготовленные на основе синтетических базовых масел (полученных синтетическим путем из жидких или газовых химических соединений) – ПАО, эфиров и диалкилбензолов или их смесей. Композиции присадок к синтетическим маслам создаются с учетом специфики их приемистости к присадкам, а также растворимости последних в синтетических маслах.
СМАЗКА ШАРИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ
Консистентная смазка для подшипников качения часто литий омыленные смазки, а также натрий мыла смазки для специальных областей применения, например, кальциевого мыла смазки для приложений с очень тяжелой воды присутствия.
СМАЗЫВАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ
Это свойство смазочного материала снижать износ и силу трения, независимо от его вязкости. Смазывающая способность приобретает большое значение при граничной смазке. В условиях граничной смазки масла, имеющие более высокую маслянистость, обеспечивают наименьшее трение и износ, а также предотвращают заедание деталей трения. Наиболее распространенные способы оценки смазывающей способности масла – механические испытания их на приборах и машинах трения.
СМЕНА МАСЛА
Данный процесс должен осуществляться согласно требованиям производителя оборудования в установленные интервалы наработки или пробега. Допустима смена масла по показателям его состояния там, где предусмотрен регулярный отбор проб работающего масла из смазочной системы двигателей и проведение анализов по показателем предельного состояния, установленным для масла конкретной марки при его работа в данном двигателе данного объекта техники.
СОВМЕСТИМОСТЬ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Это способность двух или нескольких СМ смешиваться между собой без ухудшения их эксплуатационных свойств и стабильности при хранении.
СОЖ
Это техническая жидкость, вводимая в зону обработки заготовки резанием или давлением. Разделяются на масляные и водосмешиваемые. Представляют собой многокомпонентные системы. Помимо нефтяного или синтетического масла и воды, используемых в качестве основы (базового компонента), они содержат комбинации присадок различного функционального назначения.  Контакт режущего инструмента, штампа, матрицы или валка с обрабатываемым материалом и стружкой происходит при высоких давлениях и температурах. В результате возникают значительные силы трения. В этих условиях основное назначение СОЖ заключается в том, чтобы смазать поверхности трения, отвести от них теплоту, облегчить процесс деформации металла, удалить из зоны резания стружку ,металлические опилки и грязь. Благодаря этому снижаются силы резания или усилия деформации металла и потребляемая мощность, увеличивается стойкость инструмента и улучшается качество изделий. Кроме того, СОЖ временно защищает обрабатываемое изделие и детали оборудования от коррозии.
СТАРЕНИЕ МАСЛА
Это совокупность процессов, сопровождающихся изменением состава и свойств работающего в двигателе масла, причем большинство изменений влечет за собой снижение работоспособности масла. наиболее значимые процессы старения – окисление масла под действием высокой температуры, окисляющей среды и катализаторов – продуктов изнашивания и коррозии; загрязнение продуктами неполного сгорания топлива, пылью; истощение эффективного действия присадок, расходуемых на реакции нейтрализации, диспергирование загрязнений, ингибирование окислительных процессов; разжижение масла топливом; механическая и термическая деструкция вязкостных присадок; испарение легких фракций базового масла.
СТОКС
Это единица кинематической вязкости. Один стокс равен кинематической вязкости, при которой динамическая вязкость среды плотностью 1 г/см³ равна 1 пз. Кинематическая вязкость равна отношению динамической вязкости к плотности среды и дает понятие о вязкости среды в определенных условиях — под действием силы тяжести. Это связано с методом измерения вязкости в капиллярном вискозиметре, когда измеряется время вытекания жидкости из калиброванной емкости через отверстие под действием силы тяжести
СУЛЬФАТНАЯ ЗОЛЬНОСТЬ
Это зольность масла или другого смазочного материала, определяемая путем обработки остатка серной кислотой с последующим выпариванием до полного высыхания. Выражается в % масс. В процессе эксплуатации зольные отложения могут образовываться на днище поршня, тюльпанах клапанов, свечах зажигания, головке цилиндров со стороны камеры сгорания. Зольные отложения почти целиком состоят из неорганических продуктов сгорания масла, содержащего малорастворимые металлорганические вещества (моющие и антиокислительные присадки, модификаторы трения). Для предотвращения образования зольных отложений ограничивают сульфатную зольность масел и их расход на угар, а также используют присадки с такими сочетаниями металлов, которые менее склонны к образованию зольных отложений.
ТВЕРДЫЕ СМАЗОЧНЫЕ ВЕЩЕСТВА
твердые вещества, которые вводятся между скользящими поверхностями для уменьшения трения и износа и предотвращения заедания, холодной сварки и коррозионного истирания.
ТЕМПЕРАТУРА ВОСПЛАМЕНЕНИЯ
характеристика пожароопасности нефтепродукта - т-ра, при которой продукт, нагреваемый в установленных стандартом условиях, загорается при поднесении к нему пламени и горит не менее 5 с; определяется по ГОСТ 12.1.044.
ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ
характеристика пожароопасности нефтепродукта - минимальная т-ра, при которой происходит кратковременное воспламенение паров нефтепродукта от пламени в условиях испытания; т. в. определяется в приборах с открытым (ГОСТ 4333)или закрытым (ГОСТ 6356) тиглем.
ТЕМПЕРАТУРА ЗАМЕРЗАНИЯ
Самая низкая температура, при которой масло в испытательных условиях будет течь свободно. Можно добиться более низкой точки замерзания с помощью присадки.
ТЕМПЕРАТУРА ЗАСТЫВАНИЯ
характеристика низкотемпературных свойств (ГОСТ 20287) – т-ра, при которой нефтепродукт теряет подвижность;
ТЕМПЕРАТУРА КАПЛЕПАДЕНИЯ
Температура, при которой пластичный смазочный материал меняет состояние с пластичного твердого или полутвердого на жидкое и в стандартных испытательных условиях начинает стекать из трубки.
ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ
Температура, при которой кипит химически однородной материи.
ТЕМПЕРАТУРА КРИСТАЛИЗАЦИИ
Температура, при которой облако кристаллов парафина появляется в жидкости продукта в контролируемых условиях испытаний в соответствии с DIN ISO 3015.
ТЕМПЕРАТУРА ПЛАВЛЕНИЯ
Температура, при которой твердое тело превращается в жидкое состояние вещества при нагревании
ТЕМПЕРАТУРНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ